Торговый флот — нарушитель экосистем

Торговые суда распространяют по всему миру инвазивные виды морских организмов. Из балластных вод чужеродные виды попадают в новую среду обитания, где наносят урон или представляют опасность для местной флоры и фауны. Ученные до сих пор в поиске эффективных фильтров и систем очистки.



Исследователи могут привести немало примеров, когда инвазионные виды вредили аборигенной природе. Наиболее яркий — расплодившаяся популяция кроликов в Австралии, из–за которых резко сократилась численность кенгуру и других представителей фауны.

Основной фактор усугубившейся ситуации — глобализация. Осознано или нет человек переносит множество видов растений и животных в новую среду, где они вынуждены конкурировать с исконной экосистемой.


Так, за последний десяток лет число «случайных мигрантов» в морях России перевалило за 150 видов. В Балтийском море обнаружили моллюска Dreissena рolymorpha родом из Черного моря, и гребневика Mnemiopsis leidyi из Атлантического океана. Вероятно оба представителя попали в Балтику из балластных вод.

Балластные резервуары необходимы судну для обеспечения равновесия. Во время разгрузки эти ёмкости наполняются водой, а при загрузке вода из резервуаров сбрасывается, но уже в порту на другом конце земли. Эксперты утверждают, что ежегодно кругооборот балластных вод на торговых судах составляет около десяти миллиардов тонн. Таким образом огромное количество морских организмов «путешествует» по миру.



Именно так черноморская мидия Dreissena polymorpha поселилась в Балтийском и Северных морях, а также достигла берегов Канады и США, особенно размножившись в системе Великих Озер. Этот вид мидий потребляет те же питательные вещества, что и многие виды местных рыб. Также полосатая мидия вредит тем, что селится в трубопроводе и забивает его. Сотни миллионов долларов были потрачены на очистку труб, на охрану от моллюска питьевой воды и водозаборов электростанций.

Директор центра по исследованию инвазионных видов, Марк Худл, заявил, что ежегодно с 2009 в регионе Великих Озер на борьбу с «пришельцами» тратится по 500 млн долларов. Другой специалист в области морских экосистем, Лотар Шиллак, утверждает, что не менее страдают районы побережья США, где ущерб от моллюска составляет 117 млн долларов в год.



Международная морская организация еще в 2004 нашла решение этой проблемы, разработав конвенцию о контроле и управлении судовыми балластными водами. Этот документ обязывает оборудовать весь торговый флот системами очистки жидкого балласта до 2019 года. Однако далеко не все страны готовы подписать подобный договор.

Основная проблема заключается в том, что судовладельцы не готовы тратить свои финансы на дорогостоящие системы очистки. Оборудование и переоборудование затронет предположительно 70 тыс судов.



Второстепенная проблема всплывает при выборе этих самых систем. Дело в том, что до сих пор не ясно какая система наиболее эффективна из полусотни компаний представляющих подобный продукт. Специалисты отметили разнообразие предложенных вариантов: фильтрация, ультразвук, облучение ультрафиолетом, обескислороживание и ядохимикаты.

Кто–то использует традиционные методы очистки, а кто–то, стараясь выделиться и выиграть гонку, выбирает новые технологии. Например, обработка балластных вод специальным раствором с частицами железа. После которой все организмы удаляются из воды с помощью мощного магнита.

Ну, а пока специалисты продолжают искать эффективный метод очистки, а судовладельцы надеются избежать расходов, различные морские организмы беспрепятственно путешествуют из одного порта в другой.
  • 0
  • 13 сентября 2012, 15:29
  • BamBook

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вход или Регистрация

Вход без регистрации

При наличии аккаунта в: