Нефтяные катастрофы неизбежны

Оценивая технологические риски, специалисты сделали вывод, что крупные аварии во время добычи и транспортировки нефти будут повторяться реже или чаще.

Шокировавший общественность весной 2010 взрыв буровой платформы в Мексиканском заливе помнят многие. Аварию нефтяного танкера Valdez у берегов Аляски в 1989 году, наверняка, большинство из нас уже позабыли, несмотря на то, что тогда скандал был грандиозный. Казалось бы, достаточно времени прошло — 20 лет, но не стоит считать, что подобные экологические катастрофы случаются редко. За время с 1974 по 2010 годы мир пережил 1200 похожих аварий, из–за чего в воды попало около двухсот тонн нефти.



Если подсчитать, то получается в среднем 30 аварий в год. Эти данные содержатся в базе данных Швейцарии, там учитывают все сколь–нибудь значительные аварии, связанные с энергетикой. Безусловно, в этих подсчетах отразились и происшествия, вызванные терактами или войнами, но всё же большая их часть произошла вследствие кораблекрушений танкеров и аварий на нефтеплатформах и трубопроводах.

Танкеры становятся надежнее..
Швейцарские ученные провели подробный анализ этой базы данных для того, чтобы выявить тенденции и закономерности аварий. Итоги исследований представили на международной конференции по катастрофам и рискам, прошедшей в конце августа в Давосе(Швейцария), уже в четвертый раз.

Питер Бюргер, возглавляющий группу исследователей, рассказал: «Перевозка нефти судами стала надёжнее, уменьшилось количество аварий и объёмов утечки нефти.
Причиной этому стал прогресс в судостроении, совершенствование конструкции танкеров (двойной корпус), а также использование GPS в судовых системах навигации.



Последнее крупное кораблекрушение танкера произошло 10 лет назад. Танкер Престиж затонул у северо–западного побережья Испании из–за сильного шторма, что переросло в масштабную экологическую катастрофу. Корпус судна был одинарный.

А надежность буровых платформ под вопросом

Исследователям не удалось отследить какую–либо тенденцию в авариях при добыче нефти. Каждый год показатели разные — то увеличиваются, то уменьшаются. Подобные аварии происходят постоянно, одно радует, что они не крупные. Однако, ученные полагают, что в дальнейшем картина ухудшится. Неблагоприятный прогноз аргументируют увеличивающейся глубиной скважин и экстремальными условиями, в которых ведется добыча (прим. в Арктике).

Исследовательская группа во главе с Питером Бюргером спрогнозировала как часто могут происходить катастрофы, подобные взрыву платформы в Мексиканском заливе, используя метод экстремальной статистики.

Готовность к аварии уменьшит ущерб

Ученные произвели анализ, учитывая аварию в заливе и без нее. Результаты показали, что даже столь крупная катастрофа практически не влияет на возможность повторения подобных аварий. Они будут происходить периодически — каждые 20 лет. Это означает, что взрыв на Deepwater Horizon — не уникальный случай. К сожалению, эти события будут повторяться. Главное — быть к этому готовыми и оперативно реагировать. Кстати, ответственность должна лежать не только на нефтедобывающих компаниях, но и на странах, в чьих водах ведётся работа. Пока нет технологий по быстрой очистке вод от нефти, только готовность поможет нам уменьшить ущерб, наносимый экологии.

На чужих ошибках не научились..

Мексиканский залив уже однажды пережил похожую аварию. Случилось это в 1979 году на Ixtoc–1 — буровой платформе, разведывавшей месторождение. Как и в 2010 году, причиной стала неисправность оборудования, герметизирующего устье нефтяной скважины.

Получается, что урок тридцатилетней давности не пошел на пользу. Чужие ошибки так ничему и не научили. После очередного происшествия официальные лица спешат принести извинения и признать вину, а также заверить, что этот случай стал хорошим уроком. Но очередная катастрофа, говорит о том, что работу над ошибками так и не сделали. Как ни печально, но это лишь подтверждает неутешительный прогноз швейцарских ученных.
  • +1
  • 5 октября 2012, 18:24
  • BamBook

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Хорошая статья. Даже отличная. На самом деле нефтяники активно используют отвлекающие от таких проблем уловки: резко финансируются экологические прожекты на тему, с нефтью теоретически не связанную, но с истерией и пафосом. Тут же делается нажим на радиофобию с другой стороны.
В итоге колоссальный по урону для планеты разлив нефти в Мексиканском заливе с точки зрения восприятия населением как техногенной катастроофы был менее популярным, чем простой сгоревший трансформатор на АЭС Меркуль.
avatar

slivka

  • 10 октября 2012, 14:01

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вход или Регистрация

Вход без регистрации

При наличии аккаунта в: