Глобальное потепление вызвало буйный рост сосен в горах

Некоторые ученые настаивают – природа может справиться с глобальным потеплением сама. Океаны поглощают больше углекислого газа, растения — тоже. Недавно команда американских ученых из университета Аризоны во главе с исследователем Мэтью Салзером пришли к выводу, что климатические изменения вызывают бурный рост некоторых деревьев.

Общее повышение температуры на планете способствует более быстрому росту высокогорных пород сосны в Соединенных Штатах. Аризонские ученые выяснили, что деревья этого вида за прошедшие 50 лет стали расти гораздо активнее, чем раньше. Более 4000 лет высокогорные сосны росли с примерно одинаковой скоростью. Однако потепление климата, которое наблюдается уже больше 50 лет, стало катализатором их необычайно резкого роста, считают ученые из команды Салзера.

Они полагают, что такое явление с одной стороны будет иметь положительный эффект на экологическое здоровье планеты, так как деревья будут поглощать больше углекислого газа. Но с другой стороны, исследователи опасаются, этот буйный рост может сократить продолжительность жизни сосны. Доклад об этом интересном исследовании был опубликован в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В этом документе подробно рассказывается о проведенной командой Мэтью Салзера работе. Ученые изучали и измеряли толщину колец на срезах высокогорных сосен, которым уже стукнуло 150 и более лет. Сосны этого вида способны прожить 4000 лет, считают авторы исследования. Об этом ученые узнали из анализа толстенных стволов древних отмерших сосен. Они хорошо сохранились благодаря низкой температуре – обычное явление в высокогорьях. Морозы хранили «тела» многих сосен. Так ученые нашли дерево, которому, судя по толщине и количеству колец, не менее 4600 лет.

Они заметили, что те деревья, которые растут в горах или на высоте около 3 километров над уровнем поверхности моря, с середины 20-го века могут похвастать существенным увеличением ширины колец. С каждым десятилетием ее нарастание ускоряется. Последние 4600 лет толщина древесных колец высокогорных сосен равнялась 38 миллиметрам. За полвека это цифра увеличилась до 58 миллиметров. Сегодня можно наблюдать кольца, ширина которых уже достигла 68 миллиметров.

Ученые убеждены, этот процесс неразрывно связан с глобальным потеплением и расположением сосны. Высокогорным деревьям свойственно жить долго и достигать колоссальных размеров. Считается, что климат контролирует жизнь растений (в том числе и остевых сосен) на высотах. Сосны, выросшие на более низких пространствах, не могут «похвастать» столь быстрым ростом, увеличением ширины колец. Их рост зависит от осадков.

Так ученые сошлись во мнение, что повышение температуры воздуха стало причиной более быстрого роста сосен в горной местности. Это происходит по всему миру. И это явление опасно для популяции остевых сосен и других высокогорных деревьев. Они тратят свои силы на скорый рост, укорачивая жизненный цикл. Скептики считают, что поглощение углекислого газа этими растениями не окажет особого эффекта на состояние атмосферы.

Пора бы человечеству задуматься об экологии, иначе скоро наши дети не будут знать как выглядят многие растения и животные.

Albina

• 25 ноября 2009, 01:54
Хоть и есть опасность сокращения продолжительности роста сосны этому всё же надо радоваться, на фоне того, сколько сейчас леса вырубают, ничего не сажая взамен.

vladimirtir

• 25 ноября 2009, 10:11
«Некоторые ученые настаивают – природа может справиться с глобальным потеплением сама.» Да, скорей всего, что природе надоело ждать, когда человечество перестанет над ней издеваться, и за свое спасение она начинает бороться сама.

lucia