Солнечная радиация уничтожит ледники Альп?

Самые последние исследования ученых из ETH Zurich показывают, что в 1940 году швейцарские ледники таяли более быстрыми темпами, чем в настоящее время. Это несмотря на тот факт, что температура в 20 веке была ниже, чем в этом столетии. Исследователи видят основные причины для этого в нижнем уровне аэрозольных загрязнений в атмосфере.

В Швейцарии увеличение количества снега зимой и таяние ледников в летнее время было измерено в точках измерения на уровне около 3000 метров над уровнем моря — на леднике Клариден Фирн, леднике Алетш и ледника Силвретта — без перерыва на протяжении почти 100 лет. Маттиас Гус (Matthias Huss), в рамках своей докторской работы, использовал этот уникальный диапазон измерений, чтобы изучить, каким образом изменение климата в прошлом веке сказалось на ледниках. Работа проводилась под руководством Мартина Фанка (Martin Funk), профессора и руководителя департамента по гляциологии в лаборатории для гидравлики, гидрологии и гляциологии в ETH Zurich. Он также является соавтором данного исследования.

Солнечная радиация — решающий фактор?

В своей работе, исследовательская группа приняла во внимание солнечное излучение, измеренное на поверхности Земли в Давосе с 1934 года. Исследования, проведенные в течение последних двух десятилетий, показали, что солнечная радиация существенно меняется в связи с аэрозолем и облаками, и это, предполагается, влияет на климатические колебания.

Последние годы стали свидетелями появления термина "глобальное затемнение" и "глобальное просветление", чтобы описать эти явления пониженного и повышенного солнечного излучения, соответственно. Эти два эффекта в настоящее время чаще становятся предметом все больших научных исследований, в частности, ETH Zurich. Эксперты считают, что эти явления должны быть обязательно учтены при создании моделей климата и его изменений.

Новое исследование, опубликованное в журнале "Geophysical Research Letters", подтверждает это требование. Это потому, что, принимая во внимание данные, записанные на уровень солнечного излучения, ученые сделали удивительное открытие: в 1940 году и летом 1947 года в особенности, ледники потеряли самое большую площадь льда, учитывая что измерения начались еще в 1914 году. И это несмотря на то, что температура была ниже, чем в последние два десятилетия. "Удивительно, но этот парадокс можно объяснить сравнительно легко – связать с излучением", — говорит Гус, который недавно был назначен на должность старшего преподавателя кафедры наук о Земле университета Фрибурга в Швейцарии.

Исходя из своих расчетов, исследователи пришли к выводу, что высокий уровень коротковолнового излучения в летние месяцы, несет ответственность за быстрые темпы таяния ледников. В 1940 году этот уровень был на 8% выше, чем в долгосрочной перспективе и около 18 Ватт на один квадратный метр выше уровня за последние десять лет. Подсчитали, за все десятилетие 1940-х годов это привело к тому, что было на 4% больше растаявшего снега и льда по сравнению с прошлым десятилетием.

Кроме того, ниже средней ставки таяния в точках измерения в течение периодов, ледник даже продвижении и коррелировал с фазой глобальной затемнения, между 1950 и 1980-ми.

Снежные вопросы

Исследователи пришли к своим выводам путем расчета ежедневной ставки таяния при помощи данных о климате и температуре в модели индекса, основанном на полугодовых измерениях на ледниках с 1914 года. Эти результаты были затем сравнены с долгосрочным измерением солнечной радиации в Давосе.

Гус указывает на то, что сильное таяние ледников в 1940 году ставит под сомнение предположение, что темпы сокращения ледников в последние годы ускоряются.

"Тем не менее, это не должно приводить людей к умозаключению, что нынешний период глобального потепления не является большой проблемой для ледников — как предполагалось ранее. Дело не только в скорости, с которой альпийские ледники в настоящее время тают, что является необычным, но тот факт, что это резкое снижение было безудержно 25 лет назад", — говорит гляциолог. Он убежден, что влияние солнечной радиации сегодня может оказаться гораздо более серьезным и опасным для планеты.