Эволюция бабочек ускорилась

Общая температура на планете растет. Это уже неоспоримо. И влечет за собой последствия. Из-за климатических изменений лето стало очень жарким. Это стало причиной быстрой смены поколений некоторых насекомых. Например, бабочек. Это выяснил Флориан Олтерматт (Florian Altermatt), эколог из Университета Калифорнии города Дэвис, США. Он опасается, что бабочки стали эволюционировать гораздо быстрее, чем раньше. От этого страдает и флора.

Флориан Олтерматт изучил популяцию бабочек в Центральной Европе. И пришел к выводу, что за летний сезон стало развиваться больше поколений этих насекомых. Ведь как известно, развитие и размножение у большинства бабочек напрямую зависит от теплой погоды и генетических особенностей. Им необходима повышенная температура воздуха. Некоторые из европейских видов бабочек, как выяснилось ускорили эти процессы. И теперь в летние месяцы рождается не одно поколение, как это устоялось в природе, а два и больше. Чем южнее местность, где они обитают, тем сильнее на них влияет глобальное потепление по мнению калифорнийского исследователя.

Конечно, мы знаем, что природные циклы из-за климатических колебаний смещаются. Например, вегетативный период у растений, брачный сезон у животных, миграция птиц и пр. Многие ученые предупреждали общественность, что глобальное изменение климата повлечет за собой и увеличение рождаемостей у насекомых планеты. Однако лишь американцу Олтерматту удалось собрать больше сведений об этой проблеме.

Для этого исследователь с коллегами посетили Швейцарию, город Базель. Он исследовал пригородные природные зоны на 30 километров вокруг. Он внимательно наблюдал за поведением бабочек, их количеством и др. Он сравнивал свои наблюдения с данными, полученными учеными с 1818 года. Это 182 664 документа о 1117 видах порхающих красавиц. Анализ архива и музейные экспонаты помогли ученым придти к неутешительным выводам.

Но главным доказательством своей теории американский исследователь обязан информации, предоставленной метеостанцией Базеля. Данные метеорологов говорили о повышении локальной температуры. Летняя средняя температура в этой местности выросла с 1864 года. К 2008 году повысилось число погодных аномалий, необычных заморозков или оттепелей. Швейцарские ученые переломным годом считают 1980. С этого момента летняя температура стала неуклонно расти и выросла к 2008 году на 1,2 градуса по Цельсию.

Также американские ученые просмотрели даты встреч швейцарских натуралистов с бабочками. С 1980 года это количество увеличилось. Это означает, что за одно лето несколько поколений этих насекомых успевали созреть. У 190 видов бабочек окрестностей Базеля выросло число второго и третьего поколений. Множественное размножение.
Конечно, некоторые виды и до глобального потепления были способны на созревание второго и третьего поколений за лето. Однако сейчас они способны на большие «подвиги». Это коснулось и ночных, и дневных бабочек.

Биологи выяснили, что множественное размножение у бабочек обусловлено рядом факторов. Из-за раннего прихода весны и теплой погоды, они стали появляться из куколок раньше. И само собой, они становятся половозрелыми раньше, чем прежде. Развитие тоже ускоряется — тоже благодаря изменениям климата. Теплые дни также поспособствовали бабочкам с юга мигрировать в новые места. А южные особи, как правило, способны изначально на второе и третье поколение за летний сезон.
К каким последствиям это может привести? Ученые выяснили, что размножившиеся бабочки могут нанести ощутимый вред сельскому хозяйству. Ведь среди них есть и вредители. Будучи гусеницами, они питаются листьями. Нередко – сельскохозяйственными культурами. Также может пострадать и дикая флора.

Исследователи опасаются, что увеличение популяций и повышенный уровень развития бабочек навредит устоявшейся экосистеме. Ведь сбой в одном звене повлечет за собой ряд изменений во всех. Как эффект домино. Например, есть множество животных, питающихся насекомыми – и бабочками в том числе. Когда появится больше пропитания, количество хищников возрастет. Дальше – очередные сдвиги в экосистеме.

Ускоренная эволюция – это особенно волнует Олтерматта. Появление дополнительных поколений, по его мнению, приведет к тому, что эволюция станет быстрее. То есть бабочкам станет проще адаптироваться ко многим доселе невыносимым условиям. Конечно, если такое произойдет, последствия предсказать будет очень сложно…

Мой сын, прочитав эту статью сразу сказал, что гусеницы съедят всю растительность и нам ничего не оставят. А если думать глобальнее, то может измениться вся экосистема нашей планеты и еще неизвестно, какое место в ней будет занимать человек.

Ametist