Ученые нашли защиту от смертельной дозы радиации

Похоже, радиобиологи впервые нашли способ спасать жизнь при дозах ионизирующего облучения, ранее считавшихся смертельными. Длительные теоретические разработки и эксперимент с мышами в итоге в совокупности дали потрясающий результат: если при текущих технологиях защиты в контрольной группе мышей выживала лишь каждая пятая особь, то при использовании новой разработки погибало всего 5% мышей.

Сказать, что радиобиологи что-то создали сами нельзя: они лишь нашли у природы то, что может решить серьезный набор проблем от радиационного излучения. В частности, основной компонент оливкового масла – олеиновая кислота – оказался по сути ключевым и доступным для этой цели. Второй элемент, на который делают радиобиологи ставку – это стеариновая кислота.

Смертельное действие радиации на клеточном уровне проявляется в разрушении излучением мембран, которые в самих митохондриях выступают разделительными перегородками. Митохондрии же играют роль «клеточных энергостанций».

При разрушенной мембране часть внешних белков не просто попадает во внутрь митохондрий, но и перепрограммируется, превращаясь в некий самоуничтожитель клетки. К примеру, именно так поступает белок Цитохром «С». Так происходит, потому что участок Met-80 данного белка под действием ионизирующей радиации «разворачивается», что, говоря языком компьютерной аналогии, перепрограммирует сам белок, заставляя его «забыть» свою главную функцию.

Такая «развернутая» молекула была взята учеными, чтобы на компьютере ее «склеивать» с помощью различных методов. Уже названные выше кислоты, к которым радиобиологи добавляли кольцо имидазола, справлялись со своей функцией просто прекрасно.

Последний «пробирочный» эксперимент показал, что данные жирные кислоты нейтрализуют потенциал негативного действия Цитохрома «С», а когда самих олеиновой и стеариновой кислоты в 20 и более раз больше, чем белка, негатив от развертывания участка Met-80 обнуляется.

Последней фазой испытаний стало использование мышей, которых в течении 11 минут облучали дозой в 9,25 Грей. Кстати, для человека номинально хватает для летальной дозы 5 Грей. При такой дозе большая часть мышей в течении 14 дней погибает, в итоге вообще остается в живых 20% особей. Если же после или в процессе облучения мыши получали олеиновую и стеариновую кислоты, то итоговое выживание составило 60% от контрольной группы.

Но вот когда инъекция проводилась за 10 минут до начала облучения, погибало, как уже писалось в начале статьи, всего 5% от контрольной группы. Эффект, который в радиобиологии совсем недавно считался бы чистой фантастикой.

При этом не стоит забывать, что на фоне данного радиобиологического открытия еще существует ряд загадок: во-первых, все еще невозможно определить, какие мыши выживут, а какие погибнут. Ученым пока не удалось найти механизма, помогавшим выжившим 20% мышам из группы справляться со смертельной радиационной дозой. Равно как и не удается понять, почему именно те 5% мышей погибли в «счастливой» группе и какие таинственные факторы играют роль здесь.

Так что от микробиологов ждут еще немало открытий, ведь тема весьма актуальна и такие методы защиты могут сократить опасность от факторов радиации до минимума.
  • 22 октября 2011, 13:05