От улитки станет всем светлей

Учёные удивляют новыми изобретениями. На этот раз помочь экологии обещает электрифицированная улитка, которая, по сути, является устройством, имплантированным в моллюска. А приводить это чудо человеческой фантазии и изобретательности в действие будут глюкоза и кислород, которые будут пользоваться электроэнергией, полученной в результате химической реакции по окислению глюкозы. Своим существованием инновация обязана исследователям американского Университета Кларсона.

Убивать и использовать тело моллюска для целей человечества никто не собирается. Всё очень гуманно: моллюск будет жить своей привычной жизнью, ползать и питаться, вырабатывая при этом электрическую энергию. В животных были имплантированы особые аккумуляторы. Глюкоза и кислород, которые будут заряжать эти аккумуляторы, просто растворяются в гемолимфе улитки.

Первые подопытные улитки целых полгода жили под наблюдением, успешно поставляя электрическую энергию в процессе своей привычной жизнедеятельности. В ходе этих наблюдений учёные выяснили, что вырабатываемая энергия вполне готова к тому, чтобы быть выведенной во внешнюю цепь через имплантированные электроды.

Весь ход и результаты исследований были подробно описаны в американском научном журнале химического сообщества “Journal of the American Chemical Society”. Почитали, интересно. Но ещё более интересно то, что этот эксперимент не был неожиданностью. Учёные со всего мира уже давно прокладывают путь получению энергии с помощью биологического разнообразия мира.

Заглянув в архивы всё того же издания, можно найти статью группы биоинженеров из Огайо, которая описывает их работу над электрифицированием тараканов. И произошло это не так давно. А учёные Калифорнийского Университета из Беркли в свою очередь уже давно обещают начать исследования этой области с помощью жуков-киборгов.

Все эти эксперименты преследуют одну и ту же цель: получение электроэнергии с помощью метаболических реакций, полученных посредством вживления живому организму подходящего устройства. Единственным отличием в различных экспериментах будет материал, который призван осуществлять метаболические процессы. Вместо глюкозы, в случае с тараканами будет использоваться трегалоза (дисахарид, образующийся из двух остатков глюкозы).

А на самом деле начало этим изобретениям положили военные, которые в один момент поняли, что мелкие насекомые могут быть использованы в качестве шпионов. Мелким ползающим, плавающим и летающим существам начали прикрепляться миниатюрные незаметные антенны. И вот тут встал вопрос подпитки тех устройств, которыми планировалось оснащать маленьких помощников. Идея с какими-либо батарейками отпала сразу.

Так родилась мысль превратить в батарейку само насекомое. И метаболизм стал лучшим выбором в стремлении получить стабильную выработку энергии. А почему для этих целей были выбраны именно мелкие насекомые? Просто потому, что вживляемые устройства не совместимы с тканями организма теплокровных животных. А так — прогресс “на лицо”.
  • 21 июня 2012, 16:21