Расстаявшие льды Восточной Антарктиды поднимут уровень океана на 50-60 метров

Восточно-Антарктический лед начал стремительно терять массу в течение последних трех лет, согласно анализу данны[, полученны[ в результате гравитационных измерений со спутниковых систем. Это сообщение было опубликовано в докладах Nasa Gravity Recovery и Climate Experiment (Grace) mission (Грейс). Выводы научных сотрудников США также были представлены в журнале «Nature Geoscience». Ранее считалось, что особая угроза глобального масштаба нависла над Западной Антарктидой и Гренландией.

Ученая общественность удивлена, так как исследователи на протяжении многих лет утверждали, что гигантская Восточная Антарктида, в отличие от Запада, должна была быть более стабильной. Климатические изменения не должны были затронуть восточную часть так скоро, недоумевают ученые. Тем не менее, процесс пошел, и скорость исчезновения ледниковой массы идет очень быстро.

Неопределенность в прогнозах мировых исследователей взволновала экологов. Быть может, мы стоим на пороге страшных катастрофических изменений, пишут американские издания.

Вечные льды Западной Антарктиды и Гренландии содержат достаточно воды, чтобы поднять уровень Мирового океана примерно на 6-7 метров каждый. Однако растаявшая масса ледников Восточной Антарктиды способна к повышению уровня поверхности воды на 50-60 метров. Цифры поражают. Такое поднятие океана способно породить наводнения небывалой силы. Десятки городов уйдут под воду, сотни островов навсегда исчезнут с карты Земли.

Однако ученые не спешат пугать мировую общественность грядущими катаклизмами, так как считают, что полное исчезновения восточно-антарктических ледников может и не произойти. Слишком уж холодно в этом регионе, надеются климатологи.

С 2002 года по 2006 не было существенных потерь льда в этой области. Новые данные говорят о более, чем стремительном таянии вечных льдов, начиная с конца 2006 года. Теперь каждый год Восточная Антарктида теряет 57 миллиардов тонн воды в год.
Некоторые ученые все же не были так уверены в относительной «неприкосновенности» Восточной Антарктиды. Это исследователи из Техасского Университета в Остине, которые работают при Центре космических исследований (Centre for Space Research). Руководитель научного проекта — Цзюаньли Чен (Jianli Chen):

"Мы знали, что ситуация в Восточной Антарктиде может измениться очень быстро".

Проведенные Грейс (Climate Experiment (Grace)) анализы и исследования показали, что потери Восточной Антарктиды до сих пор выглядят незначительными, по сравнению с ледовыми «убытками» Западной Антарктиды. Там каждый год тает около 132 миллиардов тонн в год. А в Гренландии -273 миллиарда тонн в год.

Сегодня спутники Грейс летают над Антарктидой и стараются обнаружить малейшие изменения в гравитации Земли.

Измерительный процесс потерь антарктического льда является сложным делом, поскольку на самом континенте форма ледяного покрова постоянно меняется, деформируется, поднимается. Дело в том, что он был значительно толще во время последнего ледникового периода. Своим весом он сильно давил на здешние скалы, «приминая» их, теперь скала «изостатически восстанавливается » (поднимается).

Данные со спутников дают ученым полную картину обстановки на Антарктиде. Лед постепенно исчезает по всему континенту, особенно на побережьях. Неясно, какие физические процессы могут быть причиной увеличивающихся потерь массы льда здесь. Исследователи замечают, что таяние происходит не из-за высокой температуры воздуха – она ниже нуля.

Ключ к разгадке может находиться в исследовании, опубликованном в прошлом году американским ученым Ли Стернсом (Leigh Stearns) и его коллегами. В нем говорится о характере озер, находящихся под ледником. Они могут периодически переполняться. Это ускоряет движение ледников к берегу, где они быстрее тают. Однако в докладе отмечается, что этот процесс, может быть, и не связан с глобальным потеплением. Он еще слишком мало изучен. Ли Стернс:

"В этих прибрежных районах потери льда может быть связаны с некоторым взаимодействием океана или некоторых погодных условий, или же это может быть суб-ледниковое озеро, которое и вызвало некоторое прореживание».

Исследователи Университета Канзаса:
«Новые данные пробуждает нас заняться более тщательной исследовательской работой, так для нас было неожиданным столь динамичное исчезновение ледяного покрова Восточной Антарктиды. Он обладает еще большим потенциалом для повышения уровня моря, чем льды Западной Антарктиды и Гренландии. А большинство ученых слишком долго не обращали внимания на изменения восточной части континента».

Большинство ученых пока не могут сказать наверняка, тают ли ледники Восточной Антарктиды из-за климатических изменений, вызванных парниковым эффектом, или это естественное явление. Тем не менее, они опасаются, что глобальное потепление может ускорить этот процесс. В данный момент научные работники разных стран исследуют эту проблему, в надежде найти ответ на ряд поставленных вопросов.